На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Восток, дело тонкое.

4 126 подписчиков

Иран. Художественное украшение здания

 

 

На различных отрезках иранские художники украшали прекрасными рисунками стены и потолки. 
Многие из этих произведений сохранились до наших дней.



В этой связи следует заметить, что на красоту и изящество украшения внутренних пространств в здании влияет множество факторов. Один из важнейших факторов – сам исторический период создания произведения. К примеру, до монгольского нашествия в Иране художники в своих работах по большей части изображали людей или явления природы, гораздо меньше внимания уделялось изображению построек или городских местностей. Однако после прихода монголов, особенно в правлении Тимуридов, живопись все чаще стала переноситься в архитектурное пространство, т.е. на стены и потолки сооружений.



По прошествии многих веков настенная и прочая живопись оставила для нас весьма ценную информацию о жизни и быте иранского народа в прошедшие времена. Эти ценные рисунки можно найти на стенах зданий, на страницах книг и рукописей и, конечно же, на холсте.



Данная тема имеет значение в силу того, что она дополняет существующие сведения об иранской архитектуре. В этих произведениях содержатся очень много интересного о использовавшихся стройматериалах, внутреннем дизайне и убранстве зданий, дворцов и жилых домов того времени.



В истории иранской живописи наблюдается немало примеров, когда художник изображал один и тот же сюжет в разных формах. Большинство таких сюжетов были почерпнуты из классической литературы, и художник руководствовался стихами и пояснениями поэта в качестве инструкции по изображению того или здания.

К примеру, можно указать на две картины «Бахрам Гур в зале Семи куполов». На одной из них, которая датируется 16 веком, художник изобразил в качестве «Дворца семи куполов» единое пространство из семи цветов над его потолком. На другой картине, написанной столетием позже, мы видим семь отдельных зданий каждое с одним куполом.



Произведения иранской живописи, в том числе традиционной живописи – миниатюры, считаются важным источником изучения архитектурных проектов, садов и внутреннего дизайна. Фактически иранские художники при помощи живописи воссоздавали на холсте или штукатурке картину классического иранского сада. Почти во всех таких картинах мы видим тахту или скамейку для отдыха, пруд и фонтан посреди сада и, конечно же, возвышенный эйван (веранду) на фасаде главного здания. Мужчины располагались на эйване или на нижнем этаже, женщины – на втором этаже или на крыше здания. На фоне таких картин изображались благоухающая зелень, цветы и деревья, причем цветы и деревья имели скорее абстрактную форму и лишь кипарис изображался в единственном виде.

В иранских классических садах, особенно в эпоху Сефевидов, разбивка аллей и дизайн всего сада следовали строго геометрическим формам, о чем мы можем судить по сохранившимся картинам. Прекрасным образцом таких работ можно назвать картину «Праздничная церемония» времен Сефевидов, написанную Султаном Мухаммадом. Картина изображает церемонию праздника Ид-аль-Фитр (розговенья) с участием правителя города. Церемония проводится в саду внутри великолепного здания в присутствии множества гостей. Художнику удалось весьма изящно вывести на верхней кромке картины стихи из сборника Хафиза. Здание, где проходит церемония, двухэтажное, с высокими эйванами и красивыми прямоугольными окнами.

В произведениях иранской живописи мы часто видим, что пол устлан кирпичами или керамикой. Деревянная решетчатая ограды высоток около метра разделяет разные части сада, а главные здания украшены кафельной плиткой, лепными украшениями из гипса и каллиграфическими надписями на дверях.

Однако особое внимание иранские художники уделяли внутренним пространствам. В сохранившихся со времен правления Тимуридов картинах четко прослеживаются особенные черты иранской архитектуры, вроде покрытия нижней части стены кафелем для придаче ей долговечности. Веранды в те времена строились с многочисленными колоннами. Картины также говорят о том, что внутренний двор, как правило, находился на две ступени ниже уровня обходившей его аллеи.

Внутренние покои играли весьма важную роль в жизни иранцев и, как правило, посторонних туда не допускали. Поэтому мы можем судить об убранстве внутренних покоев в иранских домах только по сохранившимся картинам. Обычно такие картины изображают группу женщин, собравшихся посудачить и обменяться «полезной информацией» на женской половине дома, или же свадебные церемонии. Характерными чертами внутренних покоев были несколько иной дизайн, яркие цвета, присутствовавшие в занавесях, коврах и одеяниях. Если это вечерняя церемония, то на картине мы видим использование свеч и настенные канделябры.

Пожалуй, одним из важнейших предметов изображения для художников в Иране и других исламских странах была Кааба, самое святое для мусульман здание, находящееся в Мекке. Каждый из них изображал Каабу по-своему. По всей видимости, те, кто не совершал паломничества, рисовал Каабу по рассказам других и по подсказке своего воображения. Так, на одной картине Кааба выглядит прямоугольным и весьма высоким зданием, в несколько человеческих ростов, на других – это небольшое здание, но с ненормальными пропорциями. В то же время один из художников изобразил рядом с другими зданиями, другой – посреди пальмовой рощи (На самом деле, Кааба находится посреди огромного двора Запретной мечети и ничто к ней не прилегает).

Живопись, покрывающая стены мечети, особенно четко характеризует архитектуру мечети в Иране. На этих картинах изображаются купола, эйваны (веранды), колончатые молельни, в которых люди занимаются богослужением. Одним из ярких примеров такого творчества являются картины в Соборной мечети Атик в Ширазе и входящем в ее комплекс здании под названием Худай-хане (Дом Бога). Здесь художник воспользовался большим пространством для изображения реальных пропорций. Это здание было построено в 894 году и, по свидетельству исторических текстов, было весьма высоким и роскошным, обладало многочисленными кельями и молельнями. Знаменитый мусульманский путешественник Ибн-Батута, побывавший в Ширазе в 15 веке, пишет: «В Ширазе имеется огромная мечеть под названием Атик, это одно из самых просторных и красивых зданий такого типа, с большим внутренним двором, устланным мрамором. В отличие от других мечетей, построенных из кирпича и глины, в строении мечети Атик использованы большие и малые куски камня, а перекрытие сложено из высококачественных деревянных балок». Соборная мечеть Шираза имеет 6 входов и посреди ее двора находится четырехугольное здание под названием «Дара-аль-мусаххаф» или «Худай-хане». На многочисленных картинах различных исторических отрезков мечеть весьма тщательно изображена с этим зданием внутри нее, причем на стенах «Худай-хане» мы можем даже рассмотреть коранические аяты и хадисы. Иранские художники также часто изображали на своих картинах базары, крепости, кладбища.

Источник


Картина дня

наверх