("Iras", Иран) Мехди Санаи (مهدی سنایی)
С началом новых процессов во внешней политике Исламской Республики Иран и укрепления сотрудничества с внешнем миром в очередной раз возросло значение коридора «Север – Юг». Открытие в скором будущем железной дороги между Ираном, Туркменией и Казахстаном, российско-иранские соглашения, возможность восстановления железнодорожной ветки Иран – Азербайджан – Россия, а также огромный транзитный потенциал Исламской Республики относятся к числу факторов, которые заставят другие страны миры и, в частности, Индию и арабские государства Персидского залива задуматься о выгодности маршрутов через иранскую территорию.
Это возлагает большую ответственность на руководителей транспортной сферы разных стран, которые могут воспользоваться историческим моментом и приступить к восстановлению транзитных маршрутов через Иран. События, происходящие на севере и юге от границ Исламской Республики, также создают условия для еще большего внешнеполитического выдвижения этой страны, и мы надеемся, что руководство страны непременно воспользуется сложившейся ситуацией. Так, о значимости коридора «Север – Юг» пишет в одной из своих последних статей Игорь Пономарев.В августе в оманской столице Маскате был подписан важный международный документ. Представители Ирана, Омана, Катара, Туркмении и Узбекистана заключили соглашение о взаимопомощи в создании международного транзитного коридора «Север – Юг». Этот коридор предоставит производителям из среднеазиатских стран кратчайший путь к портам на берегах Персидского и Оманского заливов. Новый проект станет частью концепции коридора «Север – Юг», строительство которого было одобрено в сентябре 2000 года в ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге.
Подписанное соглашение ссылается на документы, принятые странами-членами в 2011 году в Ашхабаде. Тогда участники встречи в туркменской столице постарались выйти из тупика, образовавшегося в плане реализации концепции коридора «Север – Юг». Суть же коридора сводится к тому, чтобы связать страны Балтии с портами Индийского океана и Персидского залива.
Транспортный коридор из Индийского океана и Ирана в сторону Советского Союза был установлен еще в годы Второй мировой войны. Тогда этим маршрутом наземным путем в СССР поступала военная техника союзников по антигитлеровской коалиции, а его безопасность обеспечивали советские и британские войска.
В 1999 году группа транспортных компаний Индии, Ирана и России подписали соглашение о перевозке экспортных и импортных контейнеров по международному коридору «Шри-Ланка – Индия – Иран – Каспийское море – Россия».
Соглашение включило в себя строительства коридора для транспортировки товаров в 20- и 40-футовых контейнерах, а также определило обязанности сторон, таможенные тарифы и ориентировочные сроки поставок.
В сентябре 2000 года эта инициатива получила развитие второй Евроазиатской конференции по транспорту, прошедшей в Санкт-Петербурге. На этой встрече между странами и было подписано соглашении о создании коридора «Север – Юг».
Подписантами соглашения стали Иран, Индия и Россия. Спустя полтора года документ ратифицировали в России, однако протокол об официальном открытии коридора был подписан министрами транспорта стран-членов только в мае 2002 года.
Расстояние всего коридора от индийского порта Мумбаи до Санкт-Петербурга составляет 7200 километров. Как показывает опыт его использования, сроки поставки грузов сократились почти в два раза. Снизилась и стоимость перевозки по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал и Средиземное море. В целом, в 2000 – 2001 годах по новому маршруту было перевезено почти 2400 40-футовых контейнеров.
Транспортировку осуществляли несколько компаний, в том числе ирано-индийская «Иран-Хенд» и российско-иранская ИРСОРТ при участии фирмы «Раджи». Опыт показал, что перевозка контейнеров по иранской территории от Бендер-Аббаса на побережье Персидского залива до порта Энзели на Каспийском море вместе с таможенным оформлением заняла четыре дня, тогда как продолжительность следующего этапа транспортировки составила 13 дней. В общем, поставки по маршруту от Мумбаи до Санкт-Петербурга осуществляются гораздо быстрее, чем через Суэцкий канал.
Однако в 2002 году по разным причинам движение по этому коридору приостановилось. Осталась задействованной только часть пути между Ираном и Россией через Каспийское море. Несмотря на это, проект продолжал оставаться весьма привлекательным. О своем присоединении к нему заявили Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман и Сирия. Турция и Украина тоже сообщили о своей заинтересованности в данном проекте.
В настоящее время самым активным участником проекта является Казахстан. Традиционно эта страна отправляла свою пшеницу на экспорт в Россию. Однако сейчас, когда Россия сама стала экспортировать пшеницу в другие страны, Казахстану крайне важно найти замещающие рынки для своей продукции и порты Персидского залива готовы открыть для нее свои двери.
Министр экономики Казахстана Ерболат Досаев заявил, что его страна пытается диверсифицировать свою транспортную инфраструктуру и логистику. Более того, планируется строительство трех грузовых терминалов в казахстанском порту Актау и возведение сухогрузного порта в особой экономической зоне «Хоргос – Южные ворота». Будет также продолжено строительство железнодорожной ветки «Жезказган – Бейнеу». Реальные подвижки в этом направлении должны произойти до конца года.
Создание инфраструктуры начинается и в соседней Киргизии. Целью является строительство замещающего пути «Север – Юг», средства на строительство первого этапа которого обеспечивает китайский банк Эксим. Министр транспорта и связи Киргизии Калыкбек Султанов заявил, что в участии финансового обеспечения проекта также заинтересовано и правительство Японии. В частности, он сообщил: «В этом году нам надо начать работы, чтобы через три – три с половиной года их уже завершить».
В итоговом отчете, опубликованном в Мускате, говорится: «Реализация ашхабадского соглашения будет содействовать расширению выгодного торгово-экономического сотрудничества между странами Центральной Азии и Ближнего Востока и станет одним из важнейших факторов обеспечения устойчивого развития в рамках региона и всего мира».
На данный момент можно лишь сказать, что реализация ашхабадского проекта проходит довольно трудно. Несмотря на это, его участники заявляют, что данная инициатива была предпринята вовремя и она положительно отразится на развитии каждого государства в регионе из-за роста товарооборота и снижения затрат на поставки грузов. В настоящее время идет процесс согласования таможенного регламента и условий совместных инвестиций.