На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Восток, дело тонкое.

4 123 подписчика

Третье уголовное дело и «пикантные» личные траты экс-президента Саакашвили

Против бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили возбудили третье уголовное дело. На этот раз ему вменяют в вину растрату государственных средств на личные нужды. Ранее прокуратура обвинила экс-президента в превышении служебных полномочий по двум эпизодам: разгон мирного митинга 7 ноября 2007 года и погром в телекомпании «Имеди», а также организация избиения депутата Валерия Гелашвили.

Но третье обвинение и особенно некоторые пикантные детали секретных трат бывшего руководителя страны вызвали несравненно больший общественный резонанс, став главной темой минувшей недели. 

Президент Грузии Михаил Саакашвили 27 июня 2013.   Фото REUTERS/Shakh Aivazov/Pool


 Георгий Лебанидзе (Грузия) 


Первые два обвинения против экс-президента Саакашвили (разгон митинга и избиение депутата), хотя и вызвали интерес общественности, но не обсуждались столь эмоционально, как детали третьего уголовного дела – о растрате государственных средств на удовлетворение личных нужд и желаний.

В заявлении прокуратуры говорится, что начиная с 2009 года президент Саакашвили регулярно переводил средства из «президентского фонда» на секретный счёт «Службы государственной охраны» (СГО) и истратил за 4 года около $5 млн на «сомнительные цели».

Во-первых, следственные органы считают, что Саакашвили слишком много тратил во время визитов в различные страны и на фешенебельные курорты. Причём эти траты также были засекречены, хотя существует ещё второй фонд – «Государственного агентства по обеспечению» (ГАО), из которого за тот же срок израсходовано около $11млн. Отсюда прокуратура делает вывод, что президент пытался скрыть те траты, которые невозможно было объяснить и отнести к представительским расходам.

Например, весной 2009 года, Михаил Саакашвили заплатил из секретного фонда значительную сумму массажистке Дороти Штейн (известной под псевдонимом «Доктор Дот») за несколько сеансов массажа в Тбилиси. Причём, по данным прокуратуры, «Доктор Дот» прилетела из Европы на президентском самолёте и въехала в страну, минуя пограничный контроль. Позднее, госпожа Штейн опубликовала фото со своим пациентом.

Кроме того, документы свидетельствуют, что Михаил Саакашвили платил сотни тысяч долларов из государственного бюджета личному повару, приглашённому из Испании, и модному зарубежному стилисту. Немалые суммы истрачены на инъекции омолаживающего препарата «Ботокс», процедуры похудения в клинике города Инсбрук, дорогие подарки приближённым, в том числе, золотые колье, аренду самых дорогих спортивных автомобилей и яхт на престижнейших курортах, безумно дорогие костюмы от лондонских, парижских и миланских кутюрье.

Выясняется также, что Саакашвили заплатил английской авангардистке Мередит Остром около $10 000 за рисунок, выполненный её телом, объяснив позднее эту покупку необходимостью укрепления военно-промышленного потенциала Грузии.

В распоряжении прокуратуры - сотни квитанций, расписок, банковских документов, подписанных самим Саакашвили, а также начальником «Службы государственной охраны» Тимуром Джанашия. Против Джанашия также возбуждено уголовное дело по той же 182 статье УК «Растрата». Но он не арестован. Можно предположить, что Джанашия дал показания против своего бывшего патрона. Ведь, в конце концов, он лишь выполнял его приказы, тщательно всё документируя и бережно сохраняя расписки.

А Михаил Саакашвили заочно арестован решением суда и объявлен в розыск. Однако не в международный розыск (поскольку власти прекрасно знают, что США вряд ли выдадут экс-президента грузинскому правосудию), а розыск по территории Грузии, где он не живёт с ноября 2013 года.

Виновным себя Михаил Саакашвили вовсе не считает: в ходе прямого включения из Нью-Йорка экс-президент объяснил все траты из секретного фонда «государственной необходимостью» и пристыдил тех, кто рассуждает о цене костюмов лидера страны.

Впрочем, бывший начальник госканцелярии Петре Мамрадзе, который в течение многих лет близко знал Саакашвили, сказал в интервью RFI, что всегда замечал за ним любовь к роскоши.

Петре Мамрадзе: «Патологическое стремление к роскоши было присуще Саакашвили всегда. Он проявлял предельное внимание к тому, кто как одет, у кого какие часы. Как хороший товаровед, он знал стоимость всего, «что на ком и как». Я ведь очень хорошо помню его оценки. И вот он дорвался до власти. А дорвавшись, с каждым годом требовал всё больше. Постепенно войдя в раж, он тратил из казны всё больше. Стал финансировать из государственного бюджета обучение своих сыновей, покупать драгоценности для своих юных дам-фавориток, ради которых он менял Конституцию, чтобы они стали членом парламента в 21 год. Кроме того, инъекции «Ботокс» и так далее. Там столько чего ещё. Это ведь не просто нецелевые траты, а крупные хищения. Ибо законодательство любой страны не предусматривает, что президент имеет право посылать за государственный счёт свой персональный самолёт и привозить известную массажистку. А ведь на это тратились сотни тысяч долларов. Отвертеться теперь ему никак нельзя. Ибо есть документы, подписанные им, на которых стоит его печать и его подпись. Поэтому, Саакашвили не отвертеться».

В эти дни тбилисская пресса только и пишет о пикантных подробностях нового уголовного дела. Особенно бурно дискутируют о том, имел ли право глава государства тратить деньги из бюджета на личные нужды. Журналисты приводят в пример практику других стран. Постоянный автор еженедельника «Премьер» Михаил Гецадзе задаётся вопросом: представим себе, что произойдёт в Париже, если вдруг выяснится, что президент Франции тайно пригласил к себе скандально известную массажистку, причём послал к ней свой президентский самолёт, помог ей нелегально въехать в страну и оплатил её услуги из государственной казны.

Автор напоминает, что многие французы бурно выражали негодование, когда Николя Саркози, сочетавшись с Карлой Бруни законным браком, уехал в отпуск, а в прессу попали фото, снятые на яхте его друга-миллиардера. «Хотя, – как пишет автор, – Саркози, по большому счёту, не нарушил ни одной юридической или общественной нормы».

Тем не менее, соратники Михаила Саакашвили по бывшей правящей партии «Единое национальное движение» (ЕНД) называют новое уголовное дело против своего действующего лидера «политически мотивированным», а все обвинения – надуманными и высосанными из пальца. Так считает, например, член парламента от ЕНД Давид Дарчиашвили.

Давид Дарчиашвили: «Ну какой тут может быть комментарий? Оказалось, что за пять лет визиты первого лица страны – президента президентской республики – обошлись всего в $5 млн. Для кого-то это скандал. А для кого-то – обычное и необходимое расходование средств – и в то время, когда грузинский руководитель проводил беспрецедентно активную внешнюю политику. И в том числе посредством этой внешней политики ему удалось разваливающуюся страну превратить в быстро развивающееся государство. Например, увеличить за несколько лет бюджет в 11-12 раз. А сумма, о которой говорит прокуратура, составляет мизерный процент бюджетных доходов, которые страна в это время получала. Об остальном судите сами. Можно, конечно, вдаваться в детали о том, нужен или нет президенту массаж. Думаю, это просто нецивилизованно».

RFI: В заявлении прокуратуры речь идёт ещё об оплате обучения детей за государственный счёт . . .

Давид Дарчиашвили: «Не знаю, о чём конкретно идёт речь, но знаю одно: в том числе и некоторые расходы членов семьи первых лиц покрываются из государственного бюджета».

А по мнению политолога Иосифа Цинцадзе, история с расходами Михаила Саакашвили больше относится к нравственной, чем уголовно-юридической категории, но выдвижение подобных обвинений всё-таки может нанести ущерб международному авторитету Грузии.

Иосиф Цинцадзе: «Вообще-то, я мало знаком с нашим законодательством в области таких щепетильных и деликатных вопросов, как личные траты первого лица государства. Международная практика тут, конечно, разная. В своё время Имельда Маркос имела 30 тысяч пар туфель. А Фердинанд Маркос – несколько сот костюмов. Всё – за счёт государства. С другой стороны, тут всё-таки моральный фактор существеннее юридического. Когда страна в таком плачевном положении – огромная безработица, промышленность не работает, людям выплачиваются мизерные, символические пенсии и прожить на эти деньги невозможно, то первые лица должны показать пример. Но сейчас всё-таки 21-й век. Так что, не зная букву закона, я могу ссылаться только на дух закона и моральный фактор. Вместе с тем, это слишком деликатный вопрос, который вряд ли покажется убедительным нашим зарубежным партнёрам и друзьям. В этом вся суть. Сейчас Саакашвили фактически запретили вернуться в Грузию. Против него уже возбуждено три уголовных дела, и в случае пересечения границы он будет арестован. Но Грузия маленькая страна, и она не может просто так отмахнуться от попыток европейских политиков вмешаться в наши внутренние дела».

По данным RFI, скандальное уголовное дело в отношении Михаила Саакашвили с условным названием «Доктор дот» вряд ли станет последним – в ближайшее время прокуратура намерена обвинить экс-президента и в других преступлениях должностного характера.

Источник

Картина дня

наверх