На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Восток, дело тонкое.

4 123 подписчика

Из России с любовью: энергетический союз Москвы и Анкары

Заключённое на прошлой неделе соглашение между Турцией и Россией о запуске проекта «Турецкий поток» к декабрю 2016 года может стать началом новой эры в российско-турецких энергетических и политических отношениях. Это произошло вскоре после выдвижения Еврокомиссией официального обвинения Газпрому и накануне выборов в Турции, которые состоятся в июне.

Соглашение может подготовить почву для развития Евразийского энергетического союза, способного изменить планы Европы в области энергетики.




Недавние инициативы России в отношении Турции далеко не в последней степени объясняются ослаблением позиций Газпрома в Европе. С тех пор, как Газпром перекрыл в 2009 году поток газа на Украину, поставив под удар снабжение топливом Европы в середине зимы, в ЕС ищет способы диверсифицировать свои энергетические источники, усовершенствовать энергетическую инфраструктуру и снизить зависимость от российского газа.

Официальные обвинения в нарушении антимонопольного законодательства включая установление «несправедливых цен», стремление расчленить европейские газовые рынки и попытки вынудить некоторых странов-члены ЕС принять участие в проектах Газпрома по строительству инфраструктуры газопроводов. Всё это можно воспринимать как сигнал, что Газпром в будущем будет ещё больше стеснён на европейских рынках. В 2015 году, очевидно, в ответ на украинские события, ЕС объявил о своих планах по созданию Европейского энергетического союза.
Цель: укрепление энергетической безопасности и снижения потребления углеводородов.

В то же самое время Россия вынашивает планы по созданию собственного энергетического союза, на основе возглавляемого Москвой Евразийского экономического союза и Международной ассоциации экономики и энергетики, базирующейся в Стамбуле. Географическое положение Турции позволяет ей стать стратегически важным участником энергетического союза и узлового энергетического транзитного центра как для европейского, так и для евразийского проектов.

Турция уже дала согласие на участие в запланированном ЕС проекте «Южный газовый коридор», который позволит Европе получать каспийский газ через эту страну и диверсифицировать источники голубого топлива, снизив энергетическую зависимость от России.

После этого Газпром «подсластил» соглашение, предложив Турции солидную скидку на газ в обмен на участие в «Турецком потоке», который будет поставлять газ в южные регионы Европы. После определённых манёвров соглашение между Москвой и Анкарой было достигнуто и «Турецкий поток» планируется запустить к декабрю 2016 года. Этот проект заменит несостоявшийся из-за давления Евросоюза «Южный поток».
Москва и Анкара не вчера стали энергетическими союзниками. Первым прямым газопроводом между Россией и Турцией стал «Голубой поток», который был введён в действие в 2005 году. С того времени зависимость энергетического сектора Турции от Газпрома постоянно возрастала.

В 2009 году, когда разразился российско-украинский газовый кризис и ЕС начал поиск возможностей диверсификации и обретения большей энергетической независимости, Турция подписала серию соглашений, которые ещё больше усилили связь энергетического сектора страны с Россией. Сегодня эта страна, всё больше нуждающаяся в энергоресурсах, импортирует 98 процентов потребляемого газа, 60 процентов которого поступает от Газпрома.

Вдобавок к этому, в 2010 году Анкара заключила с российскими компаниями контракт на строительство первой в Турции атомной электростанции.

В целом энергопотребление в энергетическом секторе Турции за 2000-е годы удвоилось и продолжает расти со скоростью около 4,5 процентов в год.

Привлекательность возглавляемого Москвой энергетического союза может также быть связана с тревожной ситуацией на юге страны. Анкара ощущает дискомфорт в связи с растущим влиянием Ирана в регионе – это второй крупнейший поставщик газа. Укрепление энергетических связей с Москвой с целью поставок газа в Европу также могут дать Анкаре преимущество в переговорах с курдами, ищущими доступ к газовым месторождениям на севере Ирака.

Создавая Европейский энергетический союз, ЕС следует принять во внимание важную роль Турции как для европейских, так и для российских стратегических интересов.
Политикам и инвесторам стоит иметь в виду, что в ближайшие несколько лет, скорее всего, развернётся соперничество между Европой и Россией за то, чтобы заручиться поддержкой Турции.

Источник


Картина дня

наверх