National Interest Отношения Китая и России на настоящий момент являются и наиболее важными, и самыми крепкими партнёрскими отношениями между двумя великими державами. Так Си Цзиньпин сказал Владимиру Путину пару лет назад. На прошлой неделе, во время празднования Дня Победы в Москве, стороны подтвердили актуальность этих слов.
Некоторые эксперты называют это партнёрство «осью комфорта» или «шарадой товарищества». Другие указывают на расширяющуюся пропасть между двумя державами и высказывают сомнения, что Россию устроит подчинённое положение по отношению к Китаю. Некоторые даже полагают, что Россия и Китай обречены на конфликт, поскольку Китай стремится к усилению влияния в Центральной Азии и интересы этих стран в будущем пересекутся в области поставок нефти и газа. К тому же китайские националисты не забыли о утраченных территориях, переданных России по «несправедливым договорам».
Таким образом, значение возобновления российско-китайских отношений остаётся открытым для дискуссий. Однако одной из важных сторон этих дискуссий должна стать стремительно возрастающая роль официальных СМИ для формирования исторического сознания людей и мировоззрения общества. Обе великие державы обладают гигантскими пропагандистскими машинами, которые подают своим народам хорошо аргументированную, но эмоциональную и националистически окрашенную правду.
Профессор социологии в Принстонском университете Гилберт Розман исследовал «переплетения» в изложении российской и китайской истории. Там, где эти общности действительно существуют, официальные СМИ их подчёркивают и преувеличивают. Например, несмотря на значительные различия в коммунистических опытах двух стран, Путин и Си подчёркивают глубокие корни социалистической солидарности народов и упоминают патриотическое самопожертвование героев своих стран в борьбе с империализмом и фашизмом. В обеих странах существуют традиции лидеров-миссионеров, регулярно напоминающих гражданам своих стран об исключительной мудрости и безопасности их «отеческого» правления.
Исторические разногласия между двумя странами упорно игнорируются. Общие поводы для недовольства преувеличиваются. Несложно разглядеть цели поисков общностей в совместной историографии. И Москва, и Пекин очень недовольны присутствием НАТО на Балканах, обе страны высказывались против иракской авантюры Америки. Обе страны подозревают Запад в организации цветных революций. Япония – ещё один давний противник.
И Россия, и Китай хотят многополярного мирового порядка. Китайская публика с удовольствием наблюдает за тем, как Путин «противостоит» Западу на Украине. Популярность российского лидера в Китае невероятная, также, как и на родине.
Что касается общественного мнения, то китайцы и русские относятся друг к другу достаточно тепло. Четверть китайцев уже считают Россию лучшим другом своей страны.
У двух стран есть что предложить друг другу в отношении общей безопасности. Экономически они также во многом дополняют друг друга. На одной из последних конференций китайский аналитик сделал следующее смелое заявление:
«Россия – страна, богатая природными ресурсами; у нас этих ресурсов недостаточно. Мы развиваем промышленность, а Россия – нет».
Директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин считает разрыв Путина с Европой окончательным и полагает, что Россия продолжит разворот на Азию.
Однако этот регион становится «сферой влияния» Китая. Тот, кто попадёт сегодня во Владивосток, с трудом сможет распознать в этом городе российскую территорию. Отношения между двумя странами могут быть «тёплыми вверху», на уровне политической элиты, но «прохладными внизу», особенно в приграничных регионах.
Несмотря на переплетения национальных мифологий, на уровне деловых и гражданских отношений большого доверия не существует. Российская и китайская элита мечтают совсем не друг о друге, их деньги и семьи отправляются на Запад.
На самом деле Россия и Китай имеют только три общих вещи: протяжённая общая граница, история коммунистического прошлого и общий противник. Америка – это зеркало, в котором обе нации видят относительную тождественность. При этом Россия видит себя ядерной державой, дерзкой, моральной и гордой. Китай видит себя величественной империей, готовой принять мировое лидерство у хаотического Вашингтона.
Будущее отношений России и Китая остаётся под большим вопросом и ещё по одной причине. Россий управляет один человек, и Китай тоже идёт этим путём. Когда политическая власть сконцентрирована в одних руках, структура взаимоотношений и их стабильность могут оказаться очень хрупкими.
Автор: Джулиан Снелдер – политический обозреватель